janemouse: (Default)
janemouse ([personal profile] janemouse) wrote2011-03-09 08:12 pm

Отличная книжка мне попалась!

"Математика. Считаем уверенно". Авторы А.Е. Соболева, Е.Е. Печак, изд "Эксмо"
Тоненькая такая книжка, довольно-таки невзрачная на вид,
но я давно не видела столь ёмкой и правильной книжки с играми и заданиями.
В книжке этой грамотно и последовательно доказывается, что в 5-6 лет важнее всего играть в подвижные игры с правилами - в качестве подготовки к школе в целом, и к математике в частности.
Родители не часто готовы играть в куклы и в магазин, для этого нужна компания ровесников. А между тем ролевые игры между детьми дают умение заменить в игре ложку палочкой, а пирог - кубиком.
Вот дети тащат стулья и ставят их друг за другом.
"А давай это будет у нас как будто поезд!" - это первый шаг к абстрактному мышлению, и к умению заменить одно понятие другим (например, идею количества можно выразить при помощи нескольких предметов, или нескольких точек, или соответствующего числа)
Маленьким детям бывает очень важно составить так называемую карту своего тела - понять, где у них руки, ноги, локти, плечи, запястье, щиколотка, бровь, мизинец, переносица. Те дети, у которых по какой-либо причине эта карта не сформировалась, зачастую испытывают большие сложности с математикой.
Маленькие дети в играх осваивают разные пространственные отношения, и если ребёнок путается в понятиях "спереди", "между", "позади", то он с большой вероятностью будет и в математических задачках тыкаться наугад.
"Ну что, прочитал задачу? Что надо сделать?" - спрашивает мама первоклашку.
"Сложить?" - Смотрит на маму, надеясь увидеть на её лице подсказку и одобрение. - "То есть, отнять, да?"
К сожалению, многие дети привыкают считать, что в математике надо уметь угадывать ответ, схему действий, подходящий тип задачи. Получается, что силён тот, кто сильнее в телепатии!
А почему так получилось?
Вроде, учили целыми днями, и дома, и в садике занятия!
Проблема в том, что иногда игры с ровесниками, те же прятки, вышибалы, съедобное-несъедобное полезнее, чем садовские занятия!
При игре в прятки ребёнок должен не только успеть найти себе надёжное укрытие, но и выбрать подходящий момент, чтоб выбежать и "выручиться", а значит, надо оценить расстояние от укрытия до водящего, надо набраться терпения и сидеть тихо, если водящий близко, да ещё надо по звуку шагов прикинуть расстояние - далеко ли водящий ушёл от кона.

Во всех подвижных играх с правилами дети учатся произвольности, учатся новым правилам, привыкают им следовать.
Кто убежит дальше, тот, кто сделал 5 гигантских шагов, или тот, кто выбрал 12 лилипутов?
Кто дольше продержится в игре "Барыня прислала сто рублей"?
Кого дольше всех будут искать при игре в прятки?

Вот, скажем, словесная игра, в которой нужно сразу несколько умений: вычленять первую букву слова, умение придумывать слова на нужную букву, умение запоминать то, что сказали до тебя.
Первый игрок говорит:
-Один Орёл.
Второй повторяет, и добавляет своё.
-Один орёл, два дерева.
Третий:
-Один орёл, два дерева, три тыквы.
Казалось бы, при чём тут математика?
Так ведь надо всё время держать в голове сразу несколько правил!

Я видела второклассника, который никак не мог освоить игру "съедобное-несъедобное" - он ловил мяч вне зависимости от произносимых слов. Надо ли рассказывать, что в школе у него тоже возникали проблемы, и особенно на уроках математики? Он путал 17 и 71, путал действия, писал 15 + 3, а получал 12, или вслух говорил, что будет 18, а записывал 81.

А какие подвижные игры с правилами любят ваши дети?
Есть ли у ваших детей компания для подвижных игр?
А во что вы играли в детстве?

И, пока не забыла, у меня появилось 2 места в группе дошкольников, где мы с детьми 5-6 лет как раз играем и осваиваем разные правила!

[identity profile] lyolik13.livejournal.com 2011-03-09 05:37 pm (UTC)(link)
спасибо - так хорошо всё обобщаешь! по-моему, то очень ты пишешь это логическое мышление - привычка им пользоваться
Жень - вопрос не в тему - книга была замечательная в моём детсве - Приключения Кубарика и Томатика - есть ли сейчас в доступе что-нибудь аналогичное? или о чудо - где взять её?!

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-09 05:40 pm (UTC)(link)
Кубарика и Томатика - только скачать, или у букинистов искать,
равно как и Шеврина с Житомирским "Геометрия для малышей"

а обобщаю я не ахти как, особенно сегодня (перечитала свой текст и ужаснулась, но сил переписать более внятно нет)

[identity profile] lyolik13.livejournal.com 2011-03-09 06:44 pm (UTC)(link)
там только скачать, а хочется в живую, собственно она у нас есть, но странички оторванные потеряны и порванная вся

[identity profile] http://users.livejournal.com/_svetka_/ 2011-03-09 06:53 pm (UTC)(link)
я скачиваю и распечатываю, у нас дома уже практически подпольная типография :))
на распечатке и рисовать не жалко

[identity profile] lyolik13.livejournal.com 2011-03-09 07:05 pm (UTC)(link)
спасибо за совет:) думаю починить старую книгу и распечатать недостающие страничуи

[identity profile] lel-ka.livejournal.com 2011-03-09 05:43 pm (UTC)(link)
Созвучно
Игры с правилами (как и вообще игры старших дошколников с ровсениками) полезны с разных точек зрения, не только для математики и логики; они одновременно готовят детей к тому, что шкла (как модель социума) - это правила в чистом виде.

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-09 05:55 pm (UTC)(link)
Только вот ведь в чём засада:
раньше разновозрастные дети во все эти игры с правилами играли во дворе,
а теперь-то во дворе мало кто у нас гуляет...
Разве что летом на даче собирать компанию детей-ровесников, и показывать им все эти игры из нашего детства.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_svetka_/ 2011-03-09 07:02 pm (UTC)(link)
ох, это наше самое больное место...

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-09 07:07 pm (UTC)(link)
Так ведь и здесь с этим ничуть не лучше...

[identity profile] taiyui.livejournal.com 2011-03-10 11:03 pm (UTC)(link)
Интересно, как преодолевается эта огромная разница: (во дворе) дети играют между собой <-> родители играют со своими детьми и с их друзьями <-> взрослые показывают детям игры.
Мой папа умел преодолевать второй этап (он играл со мной и моими друзьями без барьеров в общении), но таких родителей вокруг было очень мало, а может, больше и не было совсем. Я это тоже могу, но не всегда - только в те игры, которые мне интересны. Слава богу, такие есть. А третья ситуация для меня пока загадка.

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-10 11:13 pm (UTC)(link)
Пока есть играющие взрослые, ситуация не безнадёжна )
А уж взрослые эти, как правило, находятся.

Мы когда в Псков ехали, рядом с нами в плацкарте ехали подростки на соревнование по дзюдо, что ли. С тренером и несколькими родителями.
И там одна мама со всеми этими 13-15-летними играла, и видно было, что и дети в восторге, что с ними играют, и показывают им новые игры, и сама эта мама явно была с детьми счастлива.
А вот остальные взрослые совсем не понимали, что творится, и пытались её "спасти" - "от этих противных детей", и позвать к себе - общаться со взрослыми.

[identity profile] taiyui.livejournal.com 2011-03-10 11:25 pm (UTC)(link)
Так играть в игры с собственными детьми, да еще в поезде - это же редкое удовольствие. Этим надо пользоваться, пока представляется случай!
(Я уж не говорю о том, что 11-13, тем более 15 - вообще говоря, начиная как раз лет с 11 - это уже совершенно не проблема. Достаточно держаться на равных, и все объективные возможности для этого есть, и больше ничего не надо.) Интересно, как показывать игры нескольким малознакомым маленьким детям, которые в общей массе именно что не привыкли к нормальному общению со взрослыми... не на равных, а на одной, что ли, высоте.
С теми, кто и в семьях так общается, намного проще.

[identity profile] taiyui.livejournal.com 2011-03-10 11:27 pm (UTC)(link)
А уж что с ними в общем случае приятнее иметь дело, чем в общем же случае с тем же количеством взрослых, - это понятно.:)

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-10 11:38 pm (UTC)(link)
Вот-вот, мне тоже зачастую с детьми и подростками приятнее и проще,
чем с произвольными взрослыми ))
Опять же, детей на игры куда проще раскачать обычно!

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-10 11:37 pm (UTC)(link)
Да я и сама такая - мне только дай, и я буду с компанией детей или подростков играть в те игры, которые я сама люблю.
Но я и с маленькими могу, тут дело, видимо, в первую очередь в том, что Я САМА ЛЮБЛЮ ИГРАТЬ - а дети это чувствуют в любом возрасте.
Они просто заражаются моим настроением!
Но насколько это передаваемо и воспроизводимо - сомневаюсь.

[identity profile] polinayu.livejournal.com 2011-03-24 07:01 pm (UTC)(link)
Жень а вот большая разница одновозрастные дети или разновозрастные? У нас нет ни двора с детьми, ни дачи :)
Я пока ищу компанию - мои дети внуков родят.
Я пропрыгала моей Варе в резиночку (треши) она посмотрела и сказала: "не интересная игра).
У нашей Вари (4г8м) компания: мама и папа и сестра 8-ми месяцев.
Но есть друзья, но они все младше.
А что за игра Барыня прислала 100 рублей? Если долго писать я погуглю.

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-24 07:57 pm (UTC)(link)
Когда одна мама прыгает в резиночку - не интересно.
А когда все вокруг скачут - ещё как интересно!
Разновозрастные компании имеют свои плюсы и минусы.
Сейчас не могу долго - убегаю,
спросите меня потом еще раз!
(deleted comment)

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-09 08:31 pm (UTC)(link)
Напишите мне в почту
mouse точка jane зверушка gmail ком

[identity profile] myumla-mama.livejournal.com 2011-03-09 10:21 pm (UTC)(link)
Вот спасибо,а то всё понимаю, а сказать не могу)))

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-10 06:23 am (UTC)(link)
Да я сама давно думала, как это сформулировать -
что игры с правилами, умение поставить себя в пространстве - они зачастую куда нужнее, чем раннее обучение счёту, чтению и письму!

(Anonymous) 2011-03-10 08:26 am (UTC)(link)
Я известный плагиатор :-)) У кого то прочитала про такую игру. Детям прикрепляют на спину цифры, они их не видят ни у себя, ни у друг друга. Выбирается ведущий, который видит цифры у других, но не видит у себя. Ведущий должен расставить детей в порядке возрастания чисел(например, думаю задания можно усложнить, в зависимости от возраста детей)ну и сам правильно встать в этот ряд. Моих детей всего двое, с применением ударной силы в виде бабушки, девочкам игра понравилась, но конечно эта игра больше подходит для компании побольше.

[identity profile] podsolnuhh.livejournal.com 2011-03-10 08:43 am (UTC)(link)
у меня в детстве любимыми играми были "Казаки-разбойники" и "12 палочек" (знаете такую?), а с ребёнком сейчас, в основном, в футбол, догонялки и "Джонни, стоп!" (откуда такое название, понятия не имею:))

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-10 07:30 pm (UTC)(link)
Да, мы тоже в детстве обожали "казаки-разбойники",
но сейчас во дворе компанию для этой игры не собрать.
Мы в Тарусе со старшими играли - им понравилось!

а что такое "Джонни, стоп!"?

[identity profile] podsolnuhh.livejournal.com 2011-03-11 12:35 pm (UTC)(link)
все сидят/стоят в ряд, ведущий загадывает слово, говорит: "Это из окружающего(овощей, машин, собак и тд)", - и называет первую букву.Остальные угадывают. Сразу слово. Если угадали, ведущий бежит, просто бежит, вдаль, а тот кто отгадал должен крикнуть: "Джонни, стоп!". Как только крикнет, ведущий останавливается. Отгадавший говорит, сколько до него шагов, например - три гиганта, два плевка, три лилипута, два прыжка. Ну и потом идет до него теми шагами, какие сказал. Если доходит, то становится ведущим и игра начинается сначала.
Вообще мне кажется, что в нашем детстве было что-то похожее, только не могу вспомнить, как называлось. Точно не "Джонни":))

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-11 12:37 pm (UTC)(link)
о, интересная версия.
у нас с разными шагами типа гигантов или лилипутов была игра Штандер - с мячом.

[identity profile] podsolnuhh.livejournal.com 2011-03-11 12:41 pm (UTC)(link)
да, точно, Штандер!:)

[identity profile] papa-lyosha.livejournal.com 2011-03-17 10:16 pm (UTC)(link)
У нас эта игра называлась "Стоп-харехало". У ведущего еще есть мяч. Когда отгадают слово, он бросает мяч. Отгадавший должен поймать мяч, а только потом крикнуть "Стоп-Харехало!". Потом оценивает расстояние и идет к ведущему. Потом ведущий ставит руки кольцом, а отгадавший должен попасть мячом в это кольцо.

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-18 10:35 am (UTC)(link)
А у нас кричали "Штандер"

занятия

(Anonymous) 2011-03-10 09:26 am (UTC)(link)
здравствуйте, женя! а можно поподробнее насчёт занятий с дошкольниками - когда и где они проходят? хотела записаться к вам на будущий год, дочке через месяц 5:), а вы тут пишете про свободные места сейчас ...:)

Ирина

Re: занятия

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-10 07:32 pm (UTC)(link)
Думаю, лучше на следующий год,
у меня самым младшим сейчас 5.5,
но в любом случае - это четверг утро,
Тёплый Стан,
остальные подробности - в почту
mouse точка jane зверушка gmail ком

[identity profile] mashmish.livejournal.com 2011-03-10 10:40 am (UTC)(link)
а можно поподробнее тоже про занятия? мы хотим!

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-10 07:31 pm (UTC)(link)
Четверг утро,
Тёплый Стан,
остальные подробности - в почту
mouse точка jane зверушка gmail ком

занятия

[identity profile] vikont1.livejournal.com 2011-03-10 11:39 am (UTC)(link)
Теме 5,5.
Хотим, но не знаем дни и время.))

Re: занятия

[identity profile] janemouse.livejournal.com 2011-03-10 07:31 pm (UTC)(link)
Четверг утро,
Тёплый Стан,
остальные подробности - в почту
mouse точка jane зверушка gmail ком