Monday, September 7th, 2009 15:38
что-то у меня этот летний поход временами вызывал приступы ненависти к человечеству,в особенности - к той части общества, которая умеет покупать пластиковые бутылки, одноразовую посуду, и прочую ерунду, но не умеет её выкидывать, и не задумывается об этом вовсе.
вы можете себе представить такую картину:
красивейший берег Онеги, сосновый лес, дюны, песчаный пляж.
мельчайший песок разных оттенков.
высокие сосны, цепляющиеся корнями за обрыв,
заросли черники, вереска, багульника,
болота с морошкой,
полянки под соснами, заросшие ягелем, подосиновиками, белыми и лисичками...
Онега в этих местах мало-доступна, и на берегу можно встретить разве что приплывших на моторках рыбаков.
Онега огромна. Она бескрайняя, как море. Во время шторма она ревёт так, что слышно даже вдали от берега.
Онега выносит на берег огромные обкатанные волнами брёвна, и во время больших штормов эти брёвна забивают все русла впадающих рек и канавок. причудливые корни похожи на осьминогов с переплетёнными щупальцами.
но Онега выносит не только брёвна.
на берегу лежит слой пластика: бутылки, одноразовая посуда, сломанные игрушки, пластиковая тара, и прочий мусор.
если место красивое и популярное, и там много кострищ, то возле кострища наверняка вы найдёте не только угли, но и обёртки, бумагу, битые стёкла, ржавые банки, оплавленные частично предметы, дырявые носки...
чем популярнее место, тем больше шансов, что возле кострища будет помойка. а в радиусе 100 метров - будут разбросаны бумажки. и какашки. чем красивее место, тем больше мусора и какашек.
и это - не только на Онеге.
это же везде!
в Хибинах ничуть не лучше ситуация:
чем красивее место и популярнее стоянка, тем больше шансов "вляпаться", отойдя на 50 метров за дровами или за ягодами, или просто отойдя на шаг с тропы.
я понимаю, что люди идут в горы или едут на рыбалку в том числе и затем, чтоб вокруг них было красиво. но я не понимаю, как они могут оставлять после себя такое свинство, уходя! это же некрасиво!
у нас на сайте висят прекрасные статьи про уборку мусора в походе http://turchild.ru/index.php?id=144,
не менее убедительная - про туалет в походе http://turchild.ru/index.php?id=175,
но даже в лично мне знакомых группах мало кто об этом заботится.
когда Гришка был маленький, мы устраивали субботники и чистили Битцевский парк от мусора.
потом проводили сборы мусора на каждом слёте туристят.
но ведь тема-то шире, вопрос ведь в воспитании людей, которым не всё равно!


вот, скажем, красивейшее зелёное озеро в Хибинах.
надо ли рассказывать, что там творится - рядом со стоянкой?

а то пока что я наблюдаю лишь, что чем красивее место, тем больше рядом с ним помойка и стихийный туалет.
скажите, может, это только мои личные "тараканы", и я придумываю проблему там, где её нет?
расскажите мне, чему вы сами учите детей?
обсуждаете ли вы с ними проблему туалета и мусора - в городе и в лесу?
Page 1 of 2 << [1] [2] >>
Monday, September 7th, 2009 12:13 (UTC)
Помнится, мы решили стоять в кустиках, не доходя до "общепринятого" места стоянки.
Причём кажется ещё не доходя до середины озера мы назвали плановую стоянку Ородруином.
Ибо открывающийся вид крайне печалил :(
Monday, September 7th, 2009 12:29 (UTC)
да, это оно самое!
и там сейчас стоянка отнюдь не самая грязная.

но, понимаешь, вот популярное место, и есть 3-4 места под отдельные группы.
но беда в том, что уже имеющаяся группа идёт в туалет ... на соседнюю стоянку.
ну, видимо, чтоб далеко не лазить.
или чтоб в темноте не "вляпаться"...
обидно!
Monday, September 7th, 2009 12:13 (UTC)
Это очень грустная тема. Большая часть людей (та самая, которая приезжает на автомобилях) думают, что в лесу есть дворники, которые за ними уберут. Я пробовал что-то кому-то говорить. Но это бесполезно. Они не понимают, как на отдыхе!!! за собой убирать. Или просто не видят, что они сидят в помойке. Для них это нормально.
Теперь я просто ничего не публикую про природные места, куда можно доехать на автомобиле. А сами они обычно не способны найти нового места. Пусть лучше сидят все на одной свалке в 100 метрах от трассы.
Monday, September 7th, 2009 12:24 (UTC)
вот-вот. я теперь тоже остерегаюсь давать конкретные описания того, ГДЕ такая красота.
потому что очень не хочется увидеть там помойку!

вот, к примеру, слёт туристят.
вроде бы, собираются вполне вменяемые и заинтересованные люди!
но о чём они думают, выбрасывая пластиковые бутылки и прочий мусор в выкопанный нами туалет, когда неподалёку стоит заказанный мусорный контейнер?!

Re: Мусор в лесу

[identity profile] leonid-fishkis.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 12:54 (UTC) - Expand

Re: Мусор в лесу

[identity profile] ud0d.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 12:58 (UTC) - Expand

Re: Мусор в лесу

[identity profile] rtkr.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 13:43 (UTC) - Expand
Monday, September 7th, 2009 12:21 (UTC)
Это грустно, да. Но если бы были организованные помойки ну хотя бы на выходе из леса, то люди бы доносили, может быть не все. Я была на огромном пляже, на котором не было ни одной урны, только в 20 минутах ходу на станции малюсенькая урна для окурков. И в то же время на другом, где урны стояли на выходе, и видела многих людей, которые несли мусор туда.
Но и какашек в 50-100 метрах от организованного туалета видела множество. Может не ходят, потому что там пахнет?
Своих я конечно заставляю выбрасывать и закапывать, хотя мне рассказывали про женщину, которая заставила маленькую дочь вернуться несколько километров за брошенным фантиком - таких высот я не достигла. И я вполне допускаю, что мои дети не на моих глазах бросают мусор на землю. Хотя раз вынимаю пачки из-под чиппсов из карманов, значит бросают не весь :-)
Monday, September 7th, 2009 12:27 (UTC)
да, я прекрасно понимаю, что проблему нужно решать с двух сторон,
и если некуда мусор выкидывать, то можно хоть 100 красивых слов написать, но не поможет...

когда мы собирали мусор в Битцевском парке, то основная проблема была в том, куда потом вывозить полную газель мусора!
на выходе из леса не было ни урны, ни ящика, не говоря уж о мусорном контейнере.

(no subject)

[identity profile] rtkr.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 13:44 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] olga-ovodova.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 14:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rtkr.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 16:33 (UTC) - Expand
Monday, September 7th, 2009 12:22 (UTC)
в детстве я часто ходила в лес с родителями. они меня приучили, что мусор можно оставлять только в виде яблочного огрызка, и тот предварительно закопав в землю. а кострище лучше не делать новое, если рядом есть другое.
во взрослом возрасте я была удивлена, увидев, что далеко не все так относятся к мусору на природе.
у нас возле дома есть парк, и там часто можно увидеть компании отдыхающих, жарящих шашлыки на мангале. а вокруг - кучи мусора. это какие-то очень странные люди.

что касается туалета, то описанным в статье способом не пользовалась и о нем не знала. теперь буду использовать. спасибо!
Monday, September 7th, 2009 12:30 (UTC)
мы брали железный совок, садовый такой
и оговаривали, где относительно костра у нас туалет.

пикники с шашлыками в ближайших парках - удручают, ага
Monday, September 7th, 2009 12:31 (UTC)
О, Женька, эта местность нам знакома... Ладога-красавица... а стоянки - ужас и мрак.
К мусору у меня больше претензий, чем к отходам деятельности человеческого организма, все-таки они смываются дождями, так или иначе, быстро или медленно, мусор - нет! И не гниет этот пластик НИФИГА. И стекло тоже. Разве что на консервные банки надежда, но они уже далеко не самые главные составляющие мусора. Не знаю, есть ты в контакте или нет http://vkontakte.ru/photo-2618511_135903318 - вот 20 мешков мусора собранных на одном острове, а до этого с него еще 10 вывезли :((( и сказать, чтоб мы его идеально очистили нельзя, если пошарить по кустам в глубине там еще будет, уже не так в глаза бросается, но все же, все же...
Мусор - это реальная проблема разных красивых мест, куда люди ездят отдыхать и как с ней бороться - не понятно. Загонять волонтеров убирать мусор - мы в этом году занимались этим на Ладоге - ясно, что мусора ГОРАЗДО больше, чем волонтеров и даже если мы все лето будет только убирать мусор все стоянки мы не очистим.
Распространяли наглядную агитацию вот такого плана: http://vkontakte.ru/photo-2618511_135903319 и http://vkontakte.ru/photo-2618511_135902582, рисовали и дети и взрослые, особенно взрослых "пробирало" на второй-третий день сбора мусора, развешивали стандартные типографские таблички на стоянках... но все это рассчитано на сознательность граждан, а с ней пока большие проблемы. Не безнадежно, но пройдет еще много времени, на мой взгляд, должно вырасти новое поколение которому "не все равно", которое приезжает с родителями в красивое место и вместе с цветочками-травинками собирает мусор. И увозит его с собой в город. Потому что они не одни в этом мире, и в это красивое место приедут следующие люди, и они тоже хотят туда вернуться и найти там не толко остовы пластиковых бутылок и рваные пакет :(((
Ох, Женька, тема настолько наболевшая, что я тут разошлась. Ты извини если что.
Monday, September 7th, 2009 13:28 (UTC)
вот и я о том, что тема - наболевшая.
вывозить мусор - ни людей, ни сил не хватит,
нету у нас стольких волонтёров!
надо что-то менять в сознании людей! в первую очередь - детей учить, я считаю!

(no subject)

[identity profile] layre.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 13:33 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] janemouse.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 13:38 (UTC) - Expand
Monday, September 7th, 2009 12:41 (UTC)
Я знаю про то, как этот вопрос решается в Канаде - там штраф за брошенный мусор от 2000 до 2000000 долларов - и никому не хочется мусорить, потому что законы таки реализуются, и если что - тебя заставят штраф заплатить. И там таки чисто, да, и на пляжах, и в горах вокруг города.

Monday, September 7th, 2009 12:53 (UTC)
Знаешь, Лелька, любой закон хорошо только тогда, когда он исполняется. У нас можно ввести большие штрафы за мусор... но кто будет ловить нарушителей, кто будет контролировать состояние природных территорий?! Сейчас, к сожалению, в лесу лесников=лесной охраны практически не осталось. Некому следить не только за мусором, но и за пожарами, рубками, захватами. Такие у нас теперь законы :(

(no subject)

[identity profile] leonid-fishkis.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 12:59 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] janemouse.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 13:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] layre.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 13:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] janemouse.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 13:38 (UTC) - Expand
Monday, September 7th, 2009 12:50 (UTC)
Эх :(
Monday, September 7th, 2009 12:53 (UTC)
Женька, мне вот даже ехать никуда не надо. В офисе на 100 человек есть офис-кафе: кухня, 3 столика со стульями, очень удобно. Уборщица уходит в 17.00. В 17.30 лучше туда не заходить, все так же как на тех стоянках...
Monday, September 7th, 2009 14:59 (UTC)
А я вот уборщицей подрабатываю, и никогда мне не понять, почему, при наличии в туалете урны, грязная бумага и прочие "приятные" мелочи в нее не попадают, а рассеиваются вокруг ровным слоем;)
Monday, September 7th, 2009 13:03 (UTC)
В Хибинах мы были в этом году в июне, из всех посещенных мест ужас был только на стоянке напротив КСС. В остальных местах все оказалось гораздо лучше, чем я мог предположить. Хотя, возможно, мы просто мало проходили популярных стоянок.

Но в целом ситуация с загаживанием замечательных мест в нашей стране очень печальная :(

Вот, например, долина ручья под рудником на Полярном Урале
http://www.ljplus.ru/img2/m/a/maximul/PICT4042-Pokryshki.jpg
http://www.ljplus.ru/img2/m/a/maximul/PICT4043-Zagazhennaya-dolina.jpg
Monday, September 7th, 2009 13:23 (UTC)
н-да...
каким ветром приносит на Урал эти покрышки?

(no subject)

[identity profile] maximul.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 13:31 (UTC) - Expand
Monday, September 7th, 2009 13:22 (UTC)
Еще как обсуждаем! Потом из Серегиных карманов достаю кучки мусора, мусор не в урну он не кидает, но про него сразу забывает.
Ну а если серьезно- всегда с нами приводил стоянки в порядок и до, и после ) "Экологические экспедиции " много раз устраивали- собирали мусор по берегам и сжигали потом. Ну и еще в субботниках в нашем лесу два раза в год участвуем. Это ж все прививается, хотя нужен тот, кто прививать будет. У нас Лесок на даче рядом с лестехом-студенты его загаживают в усмерть. На 3-4 больших контейнера мусора. Мы к ректору ходили с этой проблемой, предлагали к нашим субботникам студентов привлечь- а он ни в какую. Не наша территория... Пока такой подход, чистота у нас тоже такая..
Monday, September 7th, 2009 13:25 (UTC)
"не наша территория" - эх!
звучит знакомо!
до чего же это обидно!

и сортировка мусора: вот я бы сортировала, но ведь когда я понимаю, что всё равно потом свалят в общую кучу и свезут на свалку, то обидно втройне!

(no subject)

[identity profile] ver-luisant.livejournal.com - Tuesday, 8 September 2009 06:40 (UTC) - Expand
Monday, September 7th, 2009 13:52 (UTC)
Мы видели в карелии красивейшее место, где эта проблема решена.
Там платная парковка, кафешка, очень аккуратное и бережное отношение к месту. Туалет, контейнер. Водопады.
---
Мне кажется, что мусорный сбор - это очень правильно. С машины - больше, с человека - мало. Причём можно выдавать мешки для мусора: принёс полный - забирай назад почти все деньги. Или даже все.
Говорят, хозяин турбазы "красный треугольник" на Ладоге примерно так делал. Привёз мусор с островов - получай скидку.
----
А ещё проблема такая: Вот кинул Борька бумажку. Бумажка - что, сгниёт за год. Но другой человек шёл мимо, видит мусор. Срабатывает инстинкт: "это отхожее место". И прохожий кидает бутылку. Следующий - окурок и шкурку. Гора растёт. К следующему году бумажка сгнила, но помойка осталась. Мусор притягивает мусор...
Friday, September 11th, 2009 13:04 (UTC)
а я вот знаю такое место, Утриш назывется. ТАм полно экологических сборов. А мусор собирают добровольцы и вывозят по морю за свои деньги:(
Monday, September 7th, 2009 13:56 (UTC)
Мы в субботу гуляли в лесу под Троицком. Картина очень похожая. :(
Как их научить?

PS Знакомый не так давно был на БАМе. Там в селах, которым 300-400 лет значительно чище, чем в городках из железобетона, которым лет 30-40.
Monday, September 7th, 2009 14:03 (UTC)
Судя по комментариям, волнует не только тебя. На мой взгляд, дети до какого-то возраста не в состоянии помнить/понимать, что за собой нужно убирать. М.б. я не прав или сужу по себе. До меня идея, что нужно убираться за собой возникла только тогда, когда я начал помогать делать арбузник, устраивать посиделки в лесу, т.е. осознал свою ответственность за "занятое место".
На мой взгляд, свою роль играет и советское прошлое, когда было много "народного" и мало - "своего". Я думаю, что именно оттуда растёт ситуация: на даче вылизанный участок, за оградой в 10 метрах - помойка.

Проблема сложная, т.к. имеет много сторон и часть из них упирается в гос. политику:
layre уже хорошо написала про заповедники, вырубки и лесников, но это не всё. У нас практически не развиты кемпинги (я это связываю с высокой стоимостью аренды земли/ большие откаты чиновникам) в тех местах, где они могли бы возникнуть. Подозрительное отношение к некоммерческим организациям, я думаю, не способствует внедрению просветительских программ и т.п.

P.S. Ну и в завершении о бревне в своём глазу:
не могу представить, что нельзя пойти в лес и развести костёр
(вариант с готовыми дровами и fire place не считаем) - а ведь по идее требование всем соблюдать закон именно к этому должно привести в итоге (если смотреть на Европу)....
Monday, September 7th, 2009 18:44 (UTC)
На мой взгляд, свою роль играет и советское прошлое, когда было много "народного" и мало - "своего". Я думаю, что именно оттуда растёт ситуация: на даче вылизанный участок, за оградой в 10 метрах - помойка.

Это как мне кажется характерно не только для советского прошлого. У многих народов имеет место четкое разделение мое/не мое. Там где "не мое" не соблюдается и малой доли правил и установок, железно действующих на своей территории.

В общем, стратегическая задача, научить людей считать своим домом всю планету :)

(no subject)

[identity profile] antali-ya.livejournal.com - Friday, 11 September 2009 13:03 (UTC) - Expand
Monday, September 7th, 2009 14:20 (UTC)
я сама родом из Белоруссии. Последние 4-5 лет там государство заботится о чистоте и красоте в городе - реставрируют старые дома, ставят урны, убирают. В итоге за 5 лет там стало очень чисто. На улицах везде урны и нигде я не видела мусора на тротуарах и во дворах. В лесу мусор встречается, но в гораздо меньшем количестве, чем в России.
Мне кажется, если бы была такая политика на государственном уровне, то и люди поменяли бы своё отношение быстрее.
Monday, September 7th, 2009 14:53 (UTC)
У меня есть знакомый, который, в городе, не стремится донести мусор до урны, даже если она имеется в наличии. На мой вежливый вопрос - почему же? отвечает, что на это дворник есть, мол если никто не будет мусор кидать, то чем же дворники будут заниматься.
Monday, September 7th, 2009 16:37 (UTC)
Ага. Меня тоже поражает уверенность москвичей в том, что есть раб-таджик, который придёт и вытрет попу уберёт за тобой упаковку от чипсов.

(no subject)

[identity profile] aywen.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 17:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] antali-ya.livejournal.com - Friday, 11 September 2009 13:02 (UTC) - Expand
Monday, September 7th, 2009 15:24 (UTC)
Ох, мне тоже от этого грустно очень! Ваню я учу, что это плохо вот так не убирать мусор и что становится некрасиво и неприятно. Мы ходили на речку на кольском, забыла название, так вот там было чисто и замечательно. Пошли на нее через 2 года:( уже чисто и замечательно не было:( мне грустно от того как ведут себя люди и что столько красивых мест становится грязными... В германии мне в этом плане очень нравится. Там везде чисто, и я не видела, чтобы люди там бросали мусор, может и бросают, но наверное тогда его убирают тут же... эхх..
Monday, September 7th, 2009 15:37 (UTC)
Вопрос глобальный.
Мы в походе весь мусор после себя сжигаем и закапываем, какашки тоже закапываем (и дети без лопаты в кусты не ходят).
В деревне все, что можно сжечь - сжигаем, остальное - в яму, которую каждый год в конце лета сжигаем и закапываем. И дети (по крайней мере у нас в доме) это знают, мусор сортируют, и главное, сами участвуют в утилизации.
Здесь вопрос, конечно, в воспитании. Практически все мои не лесные знакомые могут запросто бросить бумажку на улице, и очень удивляются, когда им делаешь замечание.
Monday, September 7th, 2009 15:58 (UTC)
Эх, наверное за те пять лет что я не был в Хибинах их замусорили еще больше :(

А вот, кстати, на этом озере я не был. Это где?
Monday, September 7th, 2009 16:20 (UTC)
да нет, не катастрофически,
но всё равно обидно!
чем красивее место, тем грязнее там будет стоянка!
а уж что творится в Карелии на тех речках, где ходят плановые группы - ужас просто!

(no subject)

[personal profile] ivanaxe - Monday, 7 September 2009 17:42 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] shwetka.livejournal.com - Monday, 7 September 2009 19:11 (UTC) - Expand
Monday, September 7th, 2009 18:57 (UTC)
Проблема действительно есть.
Вот недавно столкнулись с ней в водном походе по Карелии - в районе устья Керети на берегу просто нету места где можно поставить палатку на протяжении нескольких километров, так все замусорено и засрано! Неужели людям самим было приятно стоят в таком месте?

И мне больно слышать, что в каньоне Аку-Аку, где два года назад была прекрасная оборудованная и чистая стоянка, теперь творится то же самое :(((((
Friday, September 11th, 2009 12:59 (UTC)
какой ужас!:( но как мне помнится, туда легкие относительно подъезды - к устью Керети - вот все и катаются. А мусор оставляют:(
Tuesday, September 8th, 2009 06:31 (UTC)
Вот о Хибинах. В 2005 году друг Гордеев начал организовывать там систему частных платных приютов, в том числе с этой самой целью. Оно заглохло? Кто-нибудь что-нибудь слышал?
Tuesday, September 8th, 2009 09:26 (UTC)
Проблема гораздо шире. Мусорят не только в лесу, мусорят везде. Это норма поведения россиян (или не только?)
Как говорил профессор преображенский "если я начну ходить мимо сортира..."

А заплеванные жевачкой выходы из метро? Здесь корень многих проблем
Tuesday, September 8th, 2009 11:32 (UTC)
М-да. В городе-то презентабельные дяденьки в дорогих костюмах, докурив сигарету бросают ее в урну, не попадают, и идут себе дальше как ни в чем не бывало. Нагнуться поднять и бросить таки в урну видимо сил нет. А в лесу еще проще.Нагадил -пошел дальше, нам хорошо,а после нас хоть потоп.В детстве при мне ребята разбили бутылку, мой отец при этом присутсвовавший, довольно жестко заставил их за собой убрать, они потом стали считать его ненормальным.Воспитание:(
Tuesday, September 8th, 2009 17:38 (UTC)
Эх, действительно больная тема :( У нас в лесу за домом каждое более менее живописное место оказывается загаженным. И как этот беспридел остановить совершенно непонятно. Когда я позвонила в управу мне удивленным голосом сказали "вы тут первая такая возмущаетесь", и вообще "у нас такое уже тридцать лет". И вот хоть ты тресни. Прям хоть действительно к каждой полянке по милиционеру приставлять.
Friday, September 11th, 2009 12:58 (UTC)
ооо...сколько раз я все эти мысли думала в этом году - в разных частях нашей страны. Мне даже пришла мысль в голову о законопроекте, обязывающем производителей продуктов в пластиковой упаковке отвечать за уборку этих упаковок где бы то ни было (как это реализовать - много вариантов). Но не уверена, что у нас такой закон пройдет куда-нибудь дальше моей головы:)
я только стараюсь там где могу собирать мусор и увозить. Но как правило, к походам это не относится. тАм и так много чего есть нести :(

да, и вот еще что. Я заметила, что основные свалки там, где есть легкий доступ к красивому месту. ВОт мы были на оз.Кереть. Туда не так-то просто добраться даже местным (ведь лодки не у всех, да и населения там мало, хоть и трасса рядом). А масса турья, путешествующего там, за собой все убирает. ТАк что это вопрос восприятия себя и мира. Правильно говорят, что чисто не там, где убирают, а там где не сорят

желаю нам всем чистого (в разных смыслах) мира вокруг
Monday, September 21st, 2009 12:17 (UTC)
Точно абсолютно. В большинстве случаев,те, кто запёр на себе продукты в гору (в лес, на реку) вынесут и весь мусор, либо надлежащим образом его закопают/утилизируют. Потому что знают цену этому месту. Хотя, есть печальные исключения...

Те, кто приехал на машине (на моторке) (а ещё хуже - кого привезли вместе с холодильником пива) этой цены не знают. Для них это просто пикник. Поэтому уделаны, в основном, реки по которым ходят плановые туристы, стоянки, к которым есть подъезды.

По поводу костров. В разных странах подходы разные. В Норвегии каждый может развести костёр/поставить палатку не ближе скольких-то сотен метров от ближайшего жилья. Лес кристально чистый. Лучший способ не плодить новых кострищ/помоек - оставить за собой чистую и обихоженную стоянку, а ещё лучше дрова, укрытые от дождя. Так стараемся всегда делать и по опыту, когда люди приходят на такую стоянку, они как-то "лучшеют" - стараются не сильно напакостить. Во всяком случае, многие.

Так что только два пути: начинать с себя + экологическое образование. В школе. С практическими занятиями. Утопия? Да. Но ничто не меняет мир так, как осознанное действие и мечты.

Что-то понесло меня в философию. Тёплая нота: когда возвращались вчера со Слёта туристят (оргам спасибо от души) то шли параллельно с мамой с двумя детьми, которые так же как и мы, попутно убирали мусор с тропы. Так дети вошли во вкус и друг у друга из под носа вытаскивали пивные банки с криками: "Это наш мусор!"

Кстати, а где там был мусорный контейнер? Мешки мы видели на деревьях, а большой тоже был?

(no subject)

[identity profile] janemouse.livejournal.com - Tuesday, 22 September 2009 21:43 (UTC) - Expand
(Anonymous)
Saturday, September 12th, 2009 06:15 (UTC)
А есть еще такой специфический мусор, как окурки. Ну, курение - вообще зло, при этом каждый курящий постоянно вырабатывает мелкий мусор. И я ни разу не видела, чтобы кто-то положил окурок в карман. В городе самые сознательные выбрасывают их в урны, а в лесу? По уму надо бы в костер, но ума, видимо, на это не хватает.
В этом году мы два дня стояли на Пре, так я оба дня развлекалась тем, что чистила стоянку от мусора (и дети помогали), и, в основном, от окурков. Противно, знаете ли, ходить босиком по чужим окуркам :(
После этого очень хотелось написать пост в жж как-нибудь позаковыристей, сопроводить фотографиями ("так можно, а так нельзя"), вывести в топ и устроить кампанию пропаганды.
Page 1 of 2 << [1] [2] >>