Monday, November 16th, 2009 20:54
в четверг - на прошлом занятии нашего математического кружка в ДНТТМе - мы решили предложить детям задачки, связанные с подсчётом прямоугольников.
но для того, чтоб сосчитать правильно, нужно всё-таки договориться, что же считать прямоугольником, а что - нет.
вот тут-то и началось самое весёлое!
ведь дети все эти геометрические фигуры в лицо узнают лет с трёх, а потому ко второму-третьему классу они уже уверены, что уж в чём-чём, а в этом они прекрасно разбираются!

Показали мы детям разные картинки, и попросили обвести на них все прямоугольники.

Альбом: _zada4i2


смотрим: ответы у всех разные!
Ага!
значит, будет отличный повод это обсудить.

даём следующие картинки, и просим обвести все ромбы.



тоже ответы не сходятся.

Ну ладно, начинаем собирать мнения о том, что же такое ромб, и что такое квадрат.

Быстро выяснили, что у квадрата 4 стороны, и все углы прямые.
Отлично!
рисую тогда такие картинки:


сразу откуда-то всплывает слово "замкнутый" - уже приятно :)

прошу выйти и дорисовать все эти фигуры до квадрата.
все дорисовать почему-то не получается, хотя сторон и 4, и все углы прямые, но из лесенки квадрат не выходит...

но в целом обсуждение движется в нужном направлении, и мы лишь подталкиваем детей.
нам кажется, что они уже почти во всём разобрались, и мы даём следующую картинку:



просим посчитать, сколько тут ромбов, и сколько - квадратов.
и тут часть детей впадает в ступор, и более того, они так увлечённо и страстно отстаивают свою точку зрения, что и остальные начинают сомневаться!

мамы, сидящие на последней парте, давятся от смеха.

Настя тем временем вырезала из бумаги квадрат, и показывает его детям.
-Квадрат?
-Да! Квадрат!
Настя поворачивает квадрат на 15 градусов, и интересуется:
-А так - квадрат?
-Да, так тоже квадрат!!!
Настя поворачивает квадрат ещё немного - и мнения разделяются. А при виде квадрата, повёрнутого на 45 градусов, все вслед за Денисом вопят:
-Ромб! Теперь - ромб!
Только Серёжа всё ещё сомневается, и пытается сказать, что так - и то, и другое. Но и в его голосе уже нет прежней уверенности.

-А ромб - это что такое? - интересуемся мы.
-Ромб, он такой длинненький, у него стороны одинаковые, и углы одинаковые.
-А у квадрата разве стороны не одинаковые?
-Одинаковые. Но у него же углы прямые!

Пытаемся дописать определение квадрата.
Мы уже договорились, что квадрат - замкнутый, у него 4 равные стороны, и все углы прямые.
Проверяем, что при повороте квадрата длина его сторон и углы, вроде бы, не меняются, но дети всё равно в сомнениях.
И тут Денис предлагает внести гениальное дополнение к определению:
-Квадрат стоит ровно на земле!
-Ты точно в этом уверен?
-Да, так в учебнике написано!
-Ой, принеси нам этот учебник, пожалуйста!
-Ну, может, не в учебнике, но нам так учительница говорила.
Договариваемся, что Денис попросит учительницу ему это написать, чтоб мы тоже не сомневались.
И - раз Денис так настаивает, - добавляем к определению фразу "стоит ровно на земле".

И тут Настя спрашивает:
-А если земля наклонная, если земля идёт вот так?



-Тогда квадрат! - уверенно говорит Денис.
Мамы на задней парте уже больше не могут сдерживаться, они уже почти стонут от смеха.

Тогда мы всё-таки вносим ясность, что некоторые фигуры могут быть одновременно и квадратами ромбами.
Заодно обсуждаем, что квадрат - он по совместительству ещё и четырёхугольник.
Приходим к выводу, что у четырёхугольника 4 угла, а у треугольника - три.
И тут меня осенило.
-Три угла? - переспрашиваю я.- Тогда вот тут есть треугольники? Много?
-Много!



И я им ещё гору разных фигур о трёх углах нарисовала, прежде, чем они сообразили, что стороны должны быть обязательно именно прямые!

Аналогично мы разбирались и с четырёхугольниками:


-А если уголок отрезать? а если звёздочка 4-угольная - это разве не четырёхугольник?

Потом мы наконец создали все определения, и перешли к подсчёту прямоугольников,
но только тогда, когда мы были уверены, что дети хорошо понимают, считать ли среди прямоугольников квадраты.


интересно будет спросить их ещё раз через месяц,
смогут ли они дать определение квадрата и ромба, и выбрать их среди других фигур.

про кружок - выношу из комментариев.
мы с Настей ведём кружок для начальной школы в ДНТТМ.
м Шаболовская, ул Донская 37
у нас сейчас 3 группы
16.00 - 3 класс
17.00 - 1-2 класс
18.00 - 2-3 класс
в этот четверг занятия не будет, поскольку в ДНТТМ будет проходить конференция, и наш класс, возможно, будет занят.
если вы хотите привести ребёнка к нам на занятия, напишите, пожалуйста, мне в почту
mouse точка jane собачка gmail точка com

Monday, November 16th, 2009 18:07 (UTC)
я на подготовке к школе (к счастью, не в школе, куда пойдет Васька, а в детской студии) защищала перед учительницей ответ мальчика, который назвал квадратом, а не ромбом, квадрат, стоящий на одном из углов. Квадрат, - говорю, - это частный случай ромба. Ну зачем их путать, - отвечает, - это им сложно.
Monday, November 16th, 2009 19:49 (UTC)
вот-вот, их, видимо, и не путали ))

а тут бедные дети пришли к нам - и мы принялись всё запутывать и распутывать :))
Monday, November 16th, 2009 18:31 (UTC)
ох, сколько я пота и чернил пролила, чтобы это ребенку объяснить - почему всякий квадрат является ромбом, почему прямоугольник - это не обязательно "вытянутая" фигура, почему куб - частный случай параллелепипеда, и т.д. до сих пор не уверена, что все в голове уклалось.
Monday, November 16th, 2009 19:50 (UTC)
вот мы им целый лист распечатали,
и просили на нём сосчитать
-все четырёхугольники
-все квадраты
-все ромбы
-все прямоугольники

но в целом тема эта совсем не так проста, как кажется изначально.
Monday, November 16th, 2009 20:30 (UTC)
По-хорошему, треугольников там действительно много, только они криволинейные:))) Можно конечно об этом деткам сообщить тоже, для расширения кругозора.:) Если не бояться запутать.:)))
Мне кажется, что когда дети узнают что-то такое "из ряда вон" - они начинают здорово гордиться своими знаниями, и это отличный стимул для них продолжать. (Но главное не переборщить с такими балластными знаниями "задешево".)

А в остальном, да - классический вариант.:)))
Детские определения - это пять! Очень здорово читать.:) И очень полезно.

Я еще обожаю просто с треугольниками разбираться - правда это года в четыре-пять-шесть. Что треугольник - это не только то, что рисуют в детских пособиях, не обязательно правильный, а бывает самый разный. Детишки здорово удивляются. Мы когда-то с Женькой гвоздики забивали в дощечку и резинки на них натягивали - смотрели какая фигура получается.
Monday, November 16th, 2009 20:32 (UTC)
Janemouse, а какого возраста дети у Вас в кружке? Что тема не совсем проста - соглашусь с Вами. Попробуйте, например, изобразить треугольник на глобусе. В нём могут получиться три прямых угла :-)
Monday, November 16th, 2009 20:57 (UTC)
у нас три группы.
в 16 приходят в основном 3 класс, в 17 - 1-2 класс, а в 18 снова 2-3 класс.
конкретно эти шедевры выдавали нам второклашки :)

а тема-то сложная, но детям кажется, что они в ней прекрасно разбираются - вот мы и обсуждали, точны ли их определения!

(no subject)

[identity profile] elena-l.livejournal.com - Wednesday, 18 November 2009 19:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] janemouse.livejournal.com - Wednesday, 18 November 2009 19:47 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] elena-l.livejournal.com - Wednesday, 18 November 2009 20:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] janemouse.livejournal.com - Wednesday, 18 November 2009 20:24 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] elena-l.livejournal.com - Wednesday, 18 November 2009 21:04 (UTC) - Expand
Monday, November 16th, 2009 20:43 (UTC)
О, эта тема возникает во всех группах, обсуждается по многу раз с картинками, вырезанными фигурами, фантастическими определениями и т.д. Интересно невероятно!
Monday, November 16th, 2009 20:59 (UTC)
да-да, я очень эти обсуждения люблю,
и жалею, что не взяла диктофон - там были такие перлы!
но дети-то у нас прекрасные,
просто они и сами не знали, что у них нет этих определений :)
они в итоге разобрались, конечно

(no subject)

[identity profile] lena-vinni.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 21:27 (UTC) - Expand
Monday, November 16th, 2009 20:46 (UTC)
Помнится, мы в школе, уже в старших классах, писали математический диктант, где надо было давать разные определения. И кто-то сварганил такое определение квадрата: "Квадрат - это прямоугольник с признаками ромба." К вопросу об общем и отличиях разных фигур ;)
Monday, November 16th, 2009 20:56 (UTC)
и ведь совершенно правильное определение, просто отличное от программного.
Именно к этому факту нужно подвести детей, и они здорово изумляются!:)
Monday, November 16th, 2009 20:58 (UTC)
спасибо, дала на Вас ссылку http://community.livejournal.com/math_for_kids/12318.html
Monday, November 16th, 2009 21:25 (UTC)
Ой, спасибо, правда, все это оказалось сложно. С прямоугольниками и ромбами проблем не было. И с тем, что квадрат - одновременно ромб, сразу догадался. А вот сам квадрат... вдруг оказалось, что любой ромб у нас - тоже квадрат, только ммм схлопнутый. Но все равно квадрат. Вот про прямые углы мы забыли начисто. Долго думали, может он быть схлопнутый квадратом или нет. То есть, где используются квадраты, а ромбики не подойдут. Пришли к выводу, что ромбиками трудно было бы площадь мерить, вместо квадратных сантиметров, метров и т.п. Вот уж простое через сложное :) А как объяснять определения? Почему квадратом назвали именно это? Название-то просто от слова четыре, так?
Monday, November 16th, 2009 21:38 (UTC)
а ещё некоторые дети считают ромбом фигуру, состоящую из двух равнобедренных треугольников,
у которой две соседние стороны равны между собой, и две другие тоже равны.

очень занятные выходят обсуждения!

(no subject)

[identity profile] ali-po.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 22:12 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ggalka.livejournal.com - Tuesday, 17 November 2009 04:25 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] arshavochka.livejournal.com - Tuesday, 17 November 2009 11:41 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ali-po.livejournal.com - Tuesday, 17 November 2009 22:51 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] ggalka.livejournal.com - Wednesday, 18 November 2009 05:08 (UTC) - Expand
Monday, November 16th, 2009 21:26 (UTC)
ой, мамочки! "стоит на земле"... интересно, сам придумал? у них, конечно, учительница не всегда учит так, стоило бы, но такого, думаю, она им все же не говорила...
а он сам не признался, только задачки показал!
Monday, November 16th, 2009 21:38 (UTC)
а в чём признаваться?
ему было интересно,
и решал он в итоге хорошо, если не торопился!
Monday, November 16th, 2009 21:28 (UTC)
А кстати, что такое "прямой угол" - ты их не спрашивала?:)
А то нехорошо, дырка в логике.:)
Monday, November 16th, 2009 21:53 (UTC)
Я так думаю, что прямой - это такой, как у квадрата ;) Ну или у прямоугольника ;)
А что ты хочешь, чтобы они ответили?

(no subject)

[identity profile] lena-vinni.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 22:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] tata-akivis.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 22:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lena-vinni.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 22:16 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] tata-akivis.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 22:19 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lena-vinni.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 22:22 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] http://users.livejournal.com/_olga/ - Monday, 16 November 2009 22:23 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] tata-akivis.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 22:34 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lena-vinni.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 22:56 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] http://users.livejournal.com/_olga/ - Monday, 16 November 2009 23:10 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lena-vinni.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 23:26 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] tata-akivis.livejournal.com - Tuesday, 17 November 2009 09:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lena-vinni.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 23:30 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] tata-akivis.livejournal.com - Tuesday, 17 November 2009 09:13 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] http://users.livejournal.com/_olga/ - Monday, 16 November 2009 22:25 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 12-drakon.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 22:30 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lena-vinni.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 23:30 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 12-drakon.livejournal.com - Tuesday, 17 November 2009 00:18 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lena-vinni.livejournal.com - Tuesday, 17 November 2009 00:28 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 12-drakon.livejournal.com - Tuesday, 17 November 2009 02:00 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] 12-drakon.livejournal.com - Tuesday, 17 November 2009 02:01 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] tata-akivis.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 22:04 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] http://users.livejournal.com/_olga/ - Monday, 16 November 2009 22:27 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] rbelka.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 22:43 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] tata-akivis.livejournal.com - Tuesday, 17 November 2009 09:08 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] http://users.livejournal.com/_olga/ - Tuesday, 17 November 2009 11:49 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] lena-vinni.livejournal.com - Monday, 16 November 2009 22:05 (UTC) - Expand

(no subject)

[identity profile] irene-dy.livejournal.com - Tuesday, 17 November 2009 14:13 (UTC) - Expand
Tuesday, November 17th, 2009 04:54 (UTC)
Я когда-то давилась от смеха, когда мои дети обсуждали вопрос чего на сете больше: четырехугольников, прямоугольников или квадратов. Но они наверное помладше были, примерно 5; 6 и 7 лет
Tuesday, November 17th, 2009 14:11 (UTC)
Ах, какое замечательное занятие мы проболели!

Мы с Андрюхой про ромб в прошлом году обсуждали, когда одна моя жж-знакомая, тоже ведущая математический кружок написала про точно такие же проблемы у своих учеников. Видимо, квадрат, стоящий на углу - общая проблема младшеклассников. И не только, кстати. Я сегодня спросила, что такое ромб у третьекурсницы, которая мне матанализ пыталась сдать. Так вот она не знала.

А та моя знакомая после занятия спросила у своего ребенка, что такое ромб. Ром - это такой алкогольный напиток, ответил ребенок. Я читаю эту историю, оборачиваюсь к своему и спрашиваю "что такое ромб?" "Ром - это такой алкогольный напиток" говорит мой ребенок. Вот после этого и разбирались мы с ним. Сейчас проверила, вроде еще помнит, только на вашей картинке он сказал, что у последнего ромба углы не прямые, так что это не квадрат :)
Wednesday, November 18th, 2009 16:34 (UTC)
Как-то работать с фигурами начинают еще в началке, а определения нормальные вводятися классе в 8-м, когда геометрия выделяется в отдельный предмет. А до этого даже слов "определение" и "неопределяемое понятие" (как и "аксиома", "теорема", "следствие") толком нет. Странно... А ещё страшно любят вводить упрощённые (порой до полного непотребства) определения, потом переучивать.
Friday, November 20th, 2009 01:00 (UTC)
Я не согласен насчет ромба и прямоугольника. Тут я написал почему:
http://community.livejournal.com/math_for_kids/12862.html
Friday, November 20th, 2009 11:03 (UTC)
имхо: Настя the best :)
Friday, November 20th, 2009 12:47 (UTC)
Шикарная дискуссия!
Я, насколько я помню, до начала школьного курса геометрии (класса до 5-6, как минимум) была уверена, что ромб - это перевернутый квадрат...
(Anonymous)
Wednesday, November 25th, 2009 22:02 (UTC)
Нам неудобно с пересадками,2я смена,темно,толпа.жуём на ходу...Но чёрно-сизый слякотный мир остался за окном, это было так здорово,легко и виртуозно исполнено,и я ,вспоминая это занятие, до сих пор от "причинённого" там удовольствия улыбаюсь.
С уважением,
Одна из вышеупомянутых мам.
=>рыдающих-абсолютно верно!
Wednesday, November 25th, 2009 22:04 (UTC)
Ой,это была я.